Техническое задание на сайт или как не облажаться с результатом

Написать данную статью меня сподвигло письмо одной странной дамы. Это письмо пришло с моего сайта, в нем содержалось техническое задание, точнее эта дама называла этот список требований техническим заданием. Поскольку я воспитанный человек, я не стал писать ей что она тупая дура, которая не соизволила даже поздороваться (что меня собственно и взбесило, ибо к некомпетентности я отношусь терпимо, ведь не всем быть программистами и SEO-шниками). И так, давайте поглядим чего там мне понаписали.

Знаете чего самого главного нет в этом «ТЗ»? Ни за что не догадаетесь, а я Вам и не скажу, попробуйте в комментариях написать ответ на этот вопрос.

Это что же у человека в голове творилось когда она это все писала. Я готов поспорить что она считает себя человеком разбирающимся в сайтах, этой чертой отличается весьма много глупых людей. Ну и фиг с ней, нас не эта дама волнует, наша задача сделать так, что бы над Вами не стебались, когда Вы отошлете ТЗ потенциальным подрядчикам.

Что такое техническое задание?

Самый очевидный ответ — это перечень требований к конечному продукту. Теперь вопрос: а можете ли Вы не обладая компетенциями в той или иной сфере составить грамотное ТЗ? Конечно же нет, тут и думать нечего. Техническое задание — это некий проток, с помощью которого Ваш подрядчик будет общаться с субподрядчиками, в его случае это правильно ибо он компетентен в данном вопросе и может подробно и грамотно описать спектр действий или технические требования и именно технические, а не оценочные.

А нам-то что делать? — спросите Вы. А ничего! — отвечу я. Ничего в том плане, что не надо рожать и корпеть над ТЗ переживая о том, что Вы не все предусмотрели. Сколько бы Вы не старались, Вы составите такое ТЗ, что когда его выполнит какая-нибудь веб-студия, а ТЗ это их конек, то Вы получите результат вроде бы соответствующий Вашему ТЗ, но в итоге все равно фигню ибо сайт будет лишен гибкости и возможности администрирования.

Почему так? Все очень просто, ТЗ составленное некомпететным человеком можно выполнить разными способами, начиная с правильного и дорогого, заканчивая неправильным и дешевым. Второй способ как правило более предпочтителен веб-студиям ибо их задача просто продать свой «труд», их не волнует то, с какими трудностями Вы столкнетесь в будущем и то, что этот сайт в принципе не соответствует техническим требованиям поисковиков. Почему мы заморачиваемся требованиями поисковиков? Потому, что поисковики — это основной источник посещений, а посещения источник продаж.

Вывод очевиден: в топку ТЗ! Ставьте задачи.

Правильная постановка задачи половина дела

Какая разница между ТЗ и постановкой задачи (цели)? Такая же разница как между:

  • «автомобиль с круглыми колесами, красными сидениями, рычагом переключения передач…»

и

  • «необходимо транспортное средство для транспортировки пятой точки из пункта «А» в пункт «Б» с наименьшим расходом топлива и наилучшим комфортом»

Чувствуете разницу? А разница существенная, в первом варианте не подразумевается что машина должна ездить (снова вернитесь к письму на картинке). А раз она не должна ездить, то и двигатель можно поставить стремный или вообще не ставить, отсюда, в конечном итоге, низкая стоимость.

Иными словами вместо того, что бы описывать каждую мелочь, что в принципе невозможно, мы просто формируем ряд задач. Например вместо описания двигателя у автомобиля, мы описываем предназначение этого автомобиля, то есть указывая что автомобиль должен ездить, мы подразумеваем наличие двигателя, а указывая на его экономичность, мы подразумеваем его качество. Понимаете?

Принцип постановки задач

Я бы не сказал что этот принцип легок, но этот принцип по сути обезопасит Вас от наглого обмана, коим грешат многие веб-студии. Для начала начните с самого глобального:

  1. Зачем Вам вообще сайт?
  2. Какая у него цель?
  3. Что он должен делать?

И т.д. Причем первый вопрос может показаться Вам абсурдным, но это, на самом деле, очень важный вопрос, ответив на который Вы поймете что должно быть на этом сайте.

Я неустанно повторяю всем своим клиентам о том, что сайт — это не волшебная палочка, это мощный инструмент, но он не работает сам по себе. Как у любого инструмента, у сайта должно быть четкое предназначение. Да, у сайтов бывает масса предназначений, не только висеть мертвым грузом в сети Интернет.

Чем хороша задача?

Задача, как правило, имеет одно правильное решение и правильность решения определяет собственно решена задача или нет. При заключении договора и указания в нем определенных задач, Вы, в случае каких-либо несоответствий, всегда сможете провести независимый аудит и в случае чего подать в суд на исполнителя, в случае в ТЗ это порой очень сложно провернуть ибо зачастую сайт будет соответствует ТЗ при всем при том, что его невозможно поддерживать и заниматься его продвижением.

К сожалению мне часто приходилось сталкиваться с подобными случаями, когда сайты за 100 000 тысяч и более приходилось выбрасывать в помойку и заказывать или делать самим новый.

Совет от эксперта

Предъявляйте к сайту ровно такие же требования какие Вы предъявляете к офисной мебели, оргтехнике, станку на производстве и т.д. Как и все остальное, сайт — это инструмент, который должен решать определенную задачу причем эту задачу перед ним должны поставить именно Вы или Ваш компетентный сотрудник.

Не забудьте написать свой ответ в комментариях.

Оценка статьи

Полная фигняУзнал немного новогоНормальная статьяХорошая статьяСупер! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на рассылку и получайте новые статьи на почту